УЧЕНЬЕ - СВЕТ…

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ: ОЧЕВИДНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Продолжение. Начало в "КВ" № 127, 128, 129

IV

 

Теперь о том, что собой реально представляет высшая школа нынешней Украины.

Практически предоставленные сами себе, украинские вузы оказались в весьма затруднительном положении. Не имея четкого социального заказа на выпуск конкретных специалистов для нового постсоветского общества, руководство образовательных учреждений живет злобой текущего момента, даже и не задумываясь о перспективе. Не оправдала себя политика расширения сети платных частных учебных заведений.

 

По заявлению министра образования и науки, молодежи и спорта, в 2011 году 20 частных высших учебных заведений не получили заявлений от абитуриентов на поступление; в 30 вузов было подано менее, чем по 10 заявлений, а в 130 вузов - от 10 до 100 заявлений. По словам министра, в закрытии нуждается около 180 частных вузов.

Американские кураторы украинской постсоветской элиты настойчиво стараются еще более понизить уровень украинского высшего образования, рекомендуя нам отказаться от проведения тестовых испытаний вузов по профильному предмету. Глава Минобразования как-то заявил, что у него "практически каждый месяц бывает американский посол. Он очень возбужден, взбудоражен и крайне недоволен тем, что Украина делает попытки внедрить мировой опыт поступления в университет".

Количество учебных заведений I и II уровней аккредитации (техникумов и колледжей) сократилось с 742 в 1990 году до 511 в 2009-м. Зато растет количество вузов III и IV уровней аккредитации (институтов, университетов, академий, консерваторий) - со 149 в 1990 году до 350 в 2009-м. В 1990 году в 52-миллионной УССР было выпущено 136,9 тыс. человек с дипломами о высшем образовании, а в 2009-м в Украине 45-миллионной 527,3 тыс. человек стали обладателями дипломов о высшем образовании. Парадокс! Однако качество "суверенного" вузовского образования в "независимой" Украине часто не дотягивает даже до уровня советских техникумов и ПТУ.

Обучение в вузах стало платным для более чем половины студентов. Наблюдается сегрегация по финансовому признаку, когда хорошее образование доступно только обеспеченным особам. При этом плата за учебу во многих вузах выше, чем аналогичная плата на территории Евросоюза, и составляет от 15 до 38 тыс. гривен за год обучения, в зависимости от выбранной специальности. При этом общепринятым явлением стала покупка оценок на экзаменах, дипломных работ, а в конечном итоге и самого диплома.

 

БОЛОНСКИЙ ПРОТОКОЛ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МОНСТР

 

На Западе была создана такая система образования, которая позволяла с самых ранних лет разделить детей на два потока. Одни - дети элиты - шли в специализированные школы, колледжи, а затем в университеты, где и получали качественное образование. Из них готовил себе новую смену управляющий класс, передавая по наследству руководящие кресла в государственных структурах, корпорациях и в гуманитарной сфере.

Второй поток отправлялся в рядовые учебные заведения, где получал только самые необходимые отрывочные знания для выполнения обслуживающих функций. И пускай эти заведения также назывались колледжами или университетами, но качество образования там было неизмеримо ниже. Эту систему пересадили и на наш социальный грунт.

Введение Болонской системы, которая почти полностью разрушила систему образования в США, на которую уже вовсю ропщут в Европе, нанесло непоправимый удар и по нашему образованию.

Довод в пользу присоединения Украины к Болонскому протоколу был таким: дипломы советского образца, которые выдавались в Украине, не признаются Европой. Но если мы введем в Украине Болонские стандарты, то дипломы украинских вузов будут автоматически конвертироваться в Евросоюзе, а наша молодежь сможет свободно туда ехать и устраиваться на высокооплачиваемую работу.

Как и каждое обещание, исходящее из украинских верхов, и это тоже оказалось неправдивым. Дипломы даже ведущих украинских вузов ни в одной европейской стране никто и не думает признавать!

 

***

 

Но прежде всего несколько слов требуется сказать о самой Болонской системе, пояснить, в чем же заключается ее главная "изюминка". Она основывается на 4-х основных принципах.

Первое. Образование становится многоуровневым: бакалавриат - магистратура. Кроме того, предусматривается отказ от двухстепенной научной квалификации (кандидат и доктор наук) и переход на европейские степени доктора философии (PhD), что приведет к утрате целых направлений научных исследований.

Ни один человек не смог внятно пояснить авторам этой статьи, в чем же смысл и преимущество всей этой бумажной пертурбации, которая заменяет чистый и добротный советский диплом о высшем образовании на целую кучу фальшивых бумажек об окончании бакалавриата и магистратуры? И это уже не говоря о совершенно абсурдной идее ввести у нас ученую степень "доктора философии" на место кандидатов и докторов наук. В связи с этим вспомнился нашумевший случай назначения гражданина США на должность министра юстиции Украины. Комичность ситуации заключалась в том, что министр-аферист, долгие годы величавший себя таким вот "доктором философии" и американским профессором, не имел не то что юридического образования, но даже вообще не имел диплома о высшем образовании. И даже справлялся со своими обязанностями на посту украинского министра на фоне еще более неадекватных своих коллег в правительстве Юлии Тимошенко, сформированного под сенью Виктора Ющенко; справлялся, разумеется, в рамках современной суверенной доктрины про "святость личной наживы".

Надо прямо признать, что запутанность целей подобной реформы и громоздкость народившейся в системе образования организационно-методологической структуры (Болонского монстра) очень четко указывает на никчемность изначальных замыслов ее авторов.

Второе - введение кредитов (учетная учебная единица от 30 до 40 академических часов, включая аудиторную и самостоятельную работу, - объем, равный учебной работе студента за неделю). По сути, от студентов будут требовать не знаний, а только присутствия на определенных занятиях. Институты превращаются в "кредитные лавки", а не в источник знаний.

Третье - декларирование необходимости мобильности как студентов, так и преподавателей. Предполагается стимулировать получение дополнительных курсов в зарубежных вузах. Но при заработках наших преподавателей, когда профессор получает 2,5 - 3 тыс. гривен, наравне со швейцаром затрапезного ресторана, - о каких зарубежных поездках может идти речь? Это способно привести только к росту коррупции, не говоря уже о том, что большая часть студентов также не может позволить себе зарубежных курсов из-за ограниченности в финансах. Да и в самой Европе подобное начинание не встроено в какую-то разумную систему получения дополнительных высоких знаний, а откровенно выродилось в студенческий туризм, позволяющий западным правительствам на несколько лет оттягивать момент, когда выпускники тамошних вузов пополнят собой статистику трудовых ресурсов ЕС, автоматически вливаясь в ряды безработной молодежи!

Четвертое - контроль качества образования производится агентствами по трудоустройству и заинтересованными организациями работодателей, что является затеей вполне себе глупой, если вообще не сказать - абсурдной. Глупой именно по той причине, что мы прекрасно знаем уровень умственного развития владельцев украинского бизнеса - тех самых работодателей, которые, по мнению организаторов "Болонского монстра", и должны оценивать знания наших детей. К тому же, как правило, этот контроль проводится при помощи всевозможных тестов. Вместо специалистов, способных самостоятельно мыслить и принимать решения, наши вузы выпускают "кнопкодавов", так как зазубривание правильных ответов - задача, вообще не требующая включения мыслительных процессов.

Болонская система "модулей и кредитов", пустая и никчемная в своей основе, принесла с собой, кроме всего прочего, еще и всеобщую бюрократизацию отрасли, увеличение бумагооборота и резкое снижение качества образования.

Отсутствие даже малейшей плановости в экономике, деградация промышленности и сельского хозяйства привели в Украине к падению престижности технических и аграрных специальностей, впрочем, как и в Евросоюзе. Согласно опросу Института Горшенина, 37,4% выпускников работают не по специальности, а диплом им пригодился лишь для оформления на работу. Еще 25,7% отметили, что сфера их деятельности близка к специальности, по которой они обучались. Отсутствие первого рабочего места после окончания института приводит к тому, что многие специалисты выезжают за рубеж. Каждый пятый украинский абитуриент поступает в вуз, чтобы избежать службы в армии. 18,1% считают, что высшее образование человеку нужно для расширения своего кругозора, 15,4% - для поднятия своего социального статуса, 13,8% - "потому что сегодня так принято"…

 

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ В УССР

 

Давайте попробуем провести параллель и сравнить советского студента и нынешнего украинского, а также их "среду обитания".

В СССР существовала иная мотивация для получения образования. Самыми высокооплачиваемыми были квалифицированные рабочие, занятые на производстве, поэтому многие учащиеся еще после 8 класса шли в ПТУ, где получали рабочую специальность. Часть из выпускников 10 класса поступала в техникумы и училища. Только около 20% выпускников выбирали для себя вуз. С первого раза поступали не все, а лишь самые подготовленные, остальным приходилось идти и устраиваться на работу или служить в армии. Это впоследствии давало определенные преимущества, так как, имея рабочий или колхозный стаж, или пройдя военную службу, можно было поступить на бесплатные подготовительные курсы, отучиться полгода и, сдав выпускные экзамены, попасть на первый курс выбранного института. 95-98% выпускников подготовительных курсов без проблем поступали в вузы.

Конечно, в 70-80-е годы уже существовал блат, "позвоночные" приемы, коррупция и взятки. Но, во-первых, масштабы явления были стократно меньшими, нежели сегодня. А во-вторых, за взятки в те времена можно было поплатиться не только свободой, но и жизнью. К примеру, в 1977 году ректора Тернопольского мединститута приговорили за взятки к расстрелу, и только его прежние заслуги на научном и академическом поприще позволили заменить расстрел 15 годами заключения. Сегодняшняя же "декриминализация" экономических статей УК сделала взяточничество абсолютно безопасным. Заплати штраф, если попался, а затем налоги со взятки (да-да, налог со взятки вполне официально внесен в налоговую декларацию) и бери дальше, с чистой совестью, собирай деньги на новый штраф.

Обучение в вузе давало действительно хорошую теоретическую базу, формировало способность принимать самостоятельные решения, выполнять поставленные задачи и носило более практический характер. Тогда не было тестов, механического заучивания правильных ответов. Со студентами проводились семинары, коллоквиумы, лабораторные работы. И самое важное. Студенты советских вузов имели возможность пройти за время обучения полноценную практику на государственных предприятиях, руководству которых такая деятельность строго вменялась Коммунистической партией и правительством.

Экзамены были устными, когда студент мог общаться с преподавателями и показывать свои знания. Преподаватели спрашивали строго; и еще более строго, если видели у студента неординарные задатки и способности. В вузах действовала система кружков и научных обществ. Любой желающий студент мог без ограничений, хоть круглосуточно, за государственный счет заниматься научно-изыскательской деятельностью под руководством высококвалифицированных наставников. И подобная деятельность категорически приветствовалась и кафедральным руководством, и вузовским, и руководством государства.

Неуспевающие же студенты быстро отсеивались, поэтому качество подготовленных специалистов было намного более высоким, чем сегодня. Ныне тоже из вузов исключают, но в основном не за неуспеваемость, а за неуплату. А это, как говорится, две большие разницы.

После окончания вуза все получали распределение на то самое "первое рабочее место", которое без умолку и безрезультатно вот уже сколько лет обещают нашей молодежи представители украинских верхов. Избежать работы по распределению и получить свободный диплом можно было только по семейным обстоятельствам или поступив в аспирантуру и ординатуру. "Позвоночные" распределения по блату тоже практиковались, но их процент был относительно невелик. В аспиранты, за редким исключением, действительно попадали лучшие - те, кто еще во время учебы в институте проявил себя в различных научных кружках.

Приехав на свое первое место работы, выпускник вуза за 3-4 года получал квартиру, так как по закону считался молодым специалистом и ставился на льготную очередь. Конечно, это не касается Киева и других крупных городов. Здесь квартиру можно было ожидать и 10-15 лет. Но это стимулировало заполнение профессиональных вакансий на периферии - не все же должны сидеть в столице. Впрочем, в столице и областных центрах для работников крупных заводов ежегодно строились дома и щедро раздавались бесплатные квартиры. Особенно с этим было хорошо на железной дороге и оборонных предприятиях.

Отработав 3 года по направлению, молодой специалист мог вернуться к себе домой и найти рабочее место в своем городе, продав или поменяв квартиру, полученную по месту распределения.

Карьерный рост на предприятии или в бюджетном учреждении в те времена многократно меньше, чем сегодня, зависел от толщины папиного кошелька и его связей. Причем, на многих предприятиях молодому инженеру приходилось пройти весь путь от простого рабочего до начальника цеха или ведущего инженера, овладев всеми тонкостями производственного процесса. В советской промышленности любой талантливый и трудолюбивый молодой выпускник мог своими силами сделать блестящую, и даже фантастическую карьеру, что по нынешним смутным временам выглядит невероятным.

 

Александр ДЕРЕВЯНЧЕНКО
"Пульс"

 

(Окончание следует)

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.