ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ

СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ АФГАНИСТАНА

генерал Б.В. ГРОМОВ

15 февраля 1989 г. завершен вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Впереди - командующий 40-й армией генерал Б.В. ГРОМОВ

 

 

За 10 лет боевых действий, которые вел с душманами Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ), через их горнило в ходе периодической ротации прошла огромная масса людей - солдат и сержантов, прапорщиков, офицеров и генералов почти 100-тысячной 40-й армии.

Не минула сия участь и полковника-авиатора Юрия Ивановича Шимова (1934-2012), который, как и все, добросовестно, с честью выполнял свой интернациональный долг по защите свободы и независимости дружественной Советскому Союзу Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Свои впечатления о происходивших там событиях, участии в них авиации Ю.И. Шимов описал в книге "Земные пути, воздушные дороги".

 

Ко времени командировки в Афганистан Юрий Иванович уже имел, как говорится, за спиной большой багаж знаний и опыта службы в ВВС. Он окончил военное авиационное училище штурманов авиации, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, имел немалый опыт летно-штурманской подготовки, в том числе на сверхзвуковых реактивных ракетоносцах конструкции Туполева, преподавательской работы в группах Киевского высшего военного авиационного инженерного училища по подготовке командно-инженерного состава ВВС развивающихся стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки. При училище закончил адъюнктуру, защитил кандидатскую диссертацию. Служил старшим офицером оперативного отдела ВВС Киевского военного округа. Считал, как и его коллеги, что тот, кто прошел службу в подобной структуре, тот шире и глубже мыслит, может точнее, чем другие, оценить сложившуюся обстановку и принять правильное решение как в мирное, так и военное время. В упомянутой книге Юрий Шимов описал свой путь на войну и первые впечатления о стране, где она проходила. В частности, сообщает, что в сентябре 1981 года получил предписание убыть в Афганистан. Чтобы не расстраивать жену, говорить ей не стал - куда.  К постоянным длительным командировкам она привыкла... Вместо чемодана взял парашютную сумку. Перед обедом прошелся по Крещатику. После обеда из Борисполя вылетел в Ташкент, а оттуда с рассветом - в Кабул.

Земные пути

Рассматривая территорию Афганистана с большой высоты через иллюминатор самолета Ил-76, не получил никаких положительных эмоций. Горы, песок, опять горы, горы… Ни клочка зелени. Железных дорог не видно, их в стране нет, одни автомобильные. Хорошо видна трасса Термез - Кабул, проходящая через единственный тоннель в горах Гиндукуша  - перевал Саланг. С высоты видно, как по тонкой ленте в обе стороны движутся маленькие колонны машин.

"Пролетаем Панджшерское ущелье… Чарикарскую долину… г. Баграм", - с интервалами времени замечал сидящий рядом майор, возвращавшийся из отпуска. Над аэродромом Кабула летчик повел самолет на снижение, но не по классической схеме (чтобы обезопасить воздушный корабль от террористов), а по спирали воронки. На последнем витке пилот сделал посадку. Полковник Шимов вместе с другими пассажирами вышел из самолета и увидел немало наших военных. Форма одежды у всех одинаковая - солдатская, полевая. Где рядовой, прапорщик, офицер или генерал - непонятно. Присмотрелся и увидел, что у некоторых звездочки на чистых солдатских погонах нарисованы фломастером. Это уже потом в спокойной обстановке он и другие будут цеплять металлические зеленые звездочки. Издали не разобрать, а вблизи можно определить звание.

Полковник увидел как подъехал запыленный УАЗик. Вышедший из него водитель выкрикнул его фамилию. Офицер поднял руку. Навстречу ему шел среднего роста офицер. Поздоровались. Незнакомец представился: "Заместитель начальника штаба ВВС 40-й армии полковник Беликов!" Попытки прибывшего киевлянина узнать у него перечень служебных обязанностей не увенчались успехом. В ответ услышал: "Спешу. Сам разберешься. Основная обязанность - воевать!.. Я этим же самолетом улетаю в Союз. А через год твоей задачей будет подыскать себе замену. Пока! Встретимся в СССР! Штаб армии - на другом конце города. Вон там!". И он протянул в ту сторону руку.

 

ЭкскурсиЯ по городу

 

По дороге в штаб словоохотливый водитель рассказывал офицеру-новичку все, что знал. "Вот мы проезжаем так называемый советский район, где живут семьи советников из Советского Союза, - говорил он. - Некоторые окна в одном из зданий остались еще неотремонтированными после недавнего минометного обстрела".

В центре Кабула Юрий Иванович увидел ручные тележки, конные повозки, грузовые машины и легковые автомобили разных стран мира. Светофоры хоть и были, но на них никто не обращал внимания, особенно пешеходы. Женщины ходили в парандже. Вдруг впереди раздалась стрельба. Поток машин остановился. Пробка. Водитель сказал, что это надолго, не менее часа придется стоять.

Воспользовавшись этим, полковник пошел посмотреть базар, находившийся почти рядом. Сразу за воротами увидел торговые ряды. Продают все, что горит, причем, на вес: сучья, листья, кустарники, корни, пни и готовые дрова. Цены высокие. Дороже всего стоят корни деревьев - они дают больше тепла и долго горят. Кто побогаче, берут по 10-12 кг, а бедные - 1,5-2 кг.

Рядом продают землю. Цены тоже высокие. Торгуются за каждую щепотку. В ней может проклюнуться семечко, прорасти зерно. А дальше в эту щепотку земли подсыпают песок или мелкодробленные камни. Политое водой, оно растет. Побольше таких щепоток земли - и уже огород.

Дальше - бочки, бидоны, ведра, котелки, бутылки. Шла торговля обычной пресной водой из колодцев, речки, ручьев. Рядом плакал ребенок, просил воды, но без денег ничего не дают. Офицер вспомнил, сколько этого богатства в нашей стране. Показать бы этим декханам заброшенные колхозные поля Украины!

"Не знаю, чем бы закончилась моя экскурсия, - вспоминает ветеран, - если бы не два автоматчика в советской форме, в зеленых панамах не подошли ко мне. Спросили, кто я, откуда и почему в таком небезопасном месте без автомата и пистолета. Проверив документы, провели к машине и сдали, как говорится, из рук в руки водителю. С тех пор за время службы в Афганистане я с АК и двумя рожками к нему, связанными изолентой "валетом", не расставался".

Миновав здание Министерства обороны ДРА, УАЗик подкатил к красивому дворцу Тадж-Бек. Это была резиденция последнего президента страны Х. Амина, который погиб в ходе штурма дворца 27 декабря 1979 г. Сейчас здесь штаб 40-й армии. На въезде - летчик увидел два танка, зарытых до башен. Командный пункт ВВС находился на первом этаже этого же здания.

Не успел выйти из машины, как к нему подбежал с повязкой на руке озабоченный оперативный дежурный пункта управления полетами с вопросом: 

- Вы кто?

- Заместитель начальника штаба ВВС армии.

- Срочно просят выслать два "зеленых" за "21-ми" в ущелье Бамиан.

- А где командующий ВВС?

- Заболел гепатитом и улетел на лечение в Одессу.

- А его заместитель?

- На Кандагарской операции.

- Начальник штаба?

- В Ташкенте.

Пока вновь прибывший полковник думал, что такое "зеленые" и "21-е", и где этот Бамиан, дежурный безнадежно махнул рукой и заспешил на КП. Шимов за ним. Подойдя к рации, он передал: "Вылет "зеленых" за "21-ми" разрешен. Связь с "солярой" - по УКВ на 4-м. О выполнении доложить!" А мне сообщил: "Я дал добро от вашего имени как старшего по должности".

Позже Юрий Иванович узнал, что в названии боевой техники, рода войск, их действий в бою была своя терминология, краткая, удобная по форме и завуалированная в названии. Оказалось, что "зеленые" - это Ми-8, "соляра" - пехота, "полосатые" - Ми-24, "горбатые" - Су-25…

Оказавшись старшим по ВВС армии, Ю. Шимов пробыл на КП до темноты, пока не прекратились вылеты самолетов.

Казарма для отдыха оказалась недалеко за КП, под горой. Там выдали автомат, постельные принадлежности, указали трехместную комнату для старших офицеров (модуль №10). Соседями у прибывшего киевлянина оказались полковник А.И. Бурков и подполковник К.П. Шевелев. Первый занимал должность начальника оперативно-разведывательного отдела штаба, другой - старшего штурмана управления ВВС. Оба позже погибли в подбитых вертолетах. 

За завтраком Шимов узнал, что норма питания единая для всех - солдатская. В летных столовых немного получше, но тоже не по союзным меркам стоимости - все намного дороже, особенно в военторге. Должностные оклады - небольшие и у всех одинаковые, независимо от занимаемых должностей. У младших офицеров они составляли 222 рубля, у старших - 333.

Задач у командования и штаба ВВС армии было много. Одних только основных насчитывалось более полутора десятков. Это организация деятельности авиачастей и подразделений по выявлению бандформирований и их уничтожению; десантированию войск; сопровождению автоколонн с боеприпасами, ГСМ, продовольствием; по обеспечению и поддержке боевых действий сухопутных войск; перевозке войск и их грузов; минированию местности в труднодоступных районах; по разведке и досмотру караванов; обеспечению поисково-спасательных работ в районах боевых действий и другие.

 

боевое крещение

 

Полковник Ю.И. Шимов получил его вскоре после приезда в Афганистан - в октябре 1981-го при встрече на границе двух отрядов спецназа, сформированных на территории Туркменской ССР. Один проследовал удачно, другой попал в засаду. Четыре вертолета Ми-24 под командованием Юрия Ивановича подлетели к ним на выручку. Совершили бомбометание по позициям душманов, а их опорный пункт обработали неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС). Оставшиеся в живых "духи" бросились наутек. Автоматные очереди спецназовцев и из вертолетов уложили их. Топливо у вертолетчиков было на исходе. Подсели к автоколонне спецназовцев. Те не только ведрами дозаправили воздушные машины, но и накормили летчиков. "Я от волнения не мог вилкой попасть в консервную банку, - пишет в книге ее автор. - Одно дело бомбить с большой высоты или пускать ракеты из-за облаков по кораблям в море, что приходилось не раз делать. Совсем другое - стрелять из автомата по людям в упор. Чтобы снять стресс, замкомандира эскадрильи дал глотнуть спирта из фляги. Стало легче".

Одной из важных проблем была забота об аэродромах, об их надежной обороне и охране, они нередко подвергались нападениям со стороны бандформирований. Выполнение этой задачи было поручено Ю.И. Шимову. Предстояло облететь все аэродромы, а их было более десяти, и принять необходимые, надежные меры по защите этих важных объектов. Вот что он рассказывает: 

"С  6  по 11 ноября 1981 г.  в дневное время занимался организацией работ по укреплению обороны аэродрома в Кандагаре. Ночью вылетал с вертолетчиками на "свободную" охоту за колоннами неприятеля, участвовал в операциях по борьбе с душманами. Самый удачный вылет был в ночь с 7 на 8 ноября. Из шести засеченных грузовиков с боеприпасами и ГСМ уничтожено пять. Шестой где-то скрылся".

 

УЧастие в боЯх

 

Поведал авиатор и о том, что успешно был проведен рейд по ликвидации вражеского гарнизона боевиков на севере страны в населенном пункте Джаркудук. Его взяли в кольцо советская бронетанковая группа, усиленная артиллерией, и подразделения правительственных войск ДРА.  С неба противнику угрожали боевые вертолеты. На предложения представителя афганской стороны сдаться засевшие боевики ответили отказом. Тогда он с просьбой оставить кишлак обратился к местному населению. Жители согласились и покинули населенный пункт. Шквал наземного и воздушного огня со всей мощью обрушился на гарнизон, где засели исламские радикалы, учащиеся школы боевиков, иностранные советники и инструкторы.

После того, как дым и пыль рассеялись, а воздушный разведчик доложил о результатах боя, ответственный по авиации заместитель командующего ВВС армии полковник В.И. Апрелкин уверенно объявил командирам, участвовавшим в операции, что их задача выполнена - гарнизон незаконных вооруженных формирований полностью уничтожен. А представитель руководства местной администрации заверил старшего от правительственных войск, что местные жители будут размещены по соседним кишлакам.

Не всегда было так гладко. При схожей операции в населенном пункте Дерзабе воздушный десант из группы вертолетов Ми-6 по 50 чел. в каждом не смог приземлиться на окраине кишлака из-за непригодной посадочной площадки. Пришлось возвратиться на аэродром, пересадить десантников на более легкие Ми-8 по восемь человек в каждом и совершать повторный вылет. Так как внезапность атаки была упущена, ожидаемого результата не получилось. Иноземные инструктора и советники скрылись. Душманы, попрятав оружие, смешались с мирным населением. В ходе операции погибло 7 и ранено 14 советских военнослужащих. Три вертолета получили повреждения.

Проверяя надежность защиты авиабазы в гарнизоне Шинданд, Юрий Шимов пришел к выводу, что она отвечает требованиям обороны таких важных войсковых объектов. Ее особенность была в том, что здесь базировалась авиация как советских, так и афганских войск. За советский сектор отвечал командир 5-й мотострелковой дивизии тогда еще полковник Борис Всеволодович Громов - будущий командующий 40-й армией. К нему претензий не было.

Автор рассказывает, как там же, в Шинданде, 31 декабря 1981 г. армейские разведчики привели к нему двух афганских визитеров. После обыска и краткого допроса выяснилось, что с родных мест их вытеснила крупная, численностью в 200 чел., хорошо вооруженная банда, пришедшая из Ирана. Афганцы согласились показать к ним дорогу в лагерь.

В тот день, как вспоминает замначштаба ВВС, горы были закрыты облаками, авиаразведчиков не пошлешь. О нанесении удара силами истребительно-бомбардировочной или штурмовой авиации не могло быть и речи. Добраться до цели под облаками можно было лишь на вертолетах.

Юрий Шимов и находившийся в гарнизоне начальник поисково-спасательной службы ВВС армии подполковник В.А. Безмаленко, а также командир 302-й отдельной вертолетной эскадрильи подполковник В.Л. Вакин приняли решение нанести по банде удар. С рассветом 1 января боевое подразделение в составе  4 вертолетов Ми-8 ударной группы и 2 вертолетов того же типа поисково-спасательных команд с полным вооружением отправилось на выполнение боевого задания. Шли вдоль ущелья. Вскоре афганец-наводчик подал знак. Выстроившись в боевой порядок, экипажи увидели в удобной лощине целый палаточный городок, стоянку автомобилей, табун лошадей. Душманов застали врасплох. Огнем всех видов оружия лагерь боевиков был уничтожен.

В книге есть описание самой большой за период службы Юрия Шимова в Афганистане - Панджшерской операции. В ней было задействовано 36 батальонов, из них 20 афганских и 16 советских общей численностью около 12 тыс. человек. От ВВС 40-й армии приняло участие 104 вертолета и 26 самолетов. Боевые действия здесь были направлены против армии боевиков сильного полевого командира, главаря панджшерской банды Ахмад Шаха Масуда, обладавшего способностями крупного военачальника. Потери советских воинов в этой операции (с 17 мая по 5 июня 1982 г.) составили 93 убитыми и 343 ранеными.

Представляет интерес рассказ автора о встрече его с влиятельным вождем племени Афганистана Ходжой Баликом Кесиром и разрешении с ним резонансного инцидента, выросшего до уровня межгосударственных отношений. Суть дела состояла в том, что предводитель племени, будучи лояльным к новой власти в Кабуле, обвинил советских летчиков в гибели трех своих "мирных" соплеменников и, обратившись к министру обороны ДРА, требовал их наказания. Дело дошло до министра обороны СССР маршала С.Л. Соколова. В результате этой встречи полковник Юрий Шимов, обладая дипломатическим чутьем, смог отстоять честь и достоинство советских летчиков и свел на нет претензии видного в провинции да и в стране человека, за что получил благодарность командующего армией.

Представленные в статье-рецензии боевые эпизоды - лишь небольшая часть из тех, которые описаны Юрием Ивановичем в книге. Всех их более двадцати. И каждый несет в себе, так сказать, свою изюминку в раскрытии того или иного боя, отличающегося от предыдущего уже другой местностью, новыми условиями и особенностями его ведения.

Все они вместе рисуют целостную картину боевого применения в афганской войне советской авиации, насчитывающей в своем составе более 440 самолетов и вертолетов.

Книга написана на богатом фактическом материале, легко и с интересом читается.

 

Франц РЕНЬКАС

 

Теги: СССР

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Цитата
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Здравствуйте!

лучшие сайты бинарных опционов
официальный брокер бинарными опционами

http://zareformu.ru/istoriya-binarnyh-opcionov.php