ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОБ ОДНОМ ЭКСПОНАТЕ КИЕВСКОГО МУЗЕЯ К.Г. ПАУСТОВСКОГО

Киевский музей

Относительно недавно, в одну из зимних суббот в холодном из-за отключения отопления актовом зале Киевской специализированной школы №135 тепло отметили первую годовщину Киевского музея К.Г. Паустовского. Были поздравления, трогательный концерт учеников, дружеское общение единомышленников и даже серьезные научные сообщения. Назовем хотя бы такие, как "Студент КПИ Борис Паустовский - участник Первой мировой войны", "Виктор Некрасов и Константин Паустовский", "Святославский Яр глазами современного исследователя" и другие. Всем на удивление оказалось, что даже ограничив тематику докладов только киевским периодом жизни писателя (1898-1923 гг), мы смогли затронуть лишь отдельные аспекты жизни киевлян "начала неведомого века" - двадцатого…

 

В 1913 году, когда будущий писатель учился в Киевском императорском университете святого Владимира, общественность готовилась к 80-летию этого учебного заведения. Посвященный будущему юбилею тематический выпуск газеты "Киевская мысль" - один из уникальных экспонатов стенда "Беспокойная юность" в Киевском музее К.Г. Паустовского. Думается, киевлянам - и не только им! - будет интересна история этого во многом удивительного печатного издания. 

В гимназическую пору Константина Паустовского "Киевская мысль" считалась самой популярной газетой города, а также его ближних и дальних окрестностей. В повести "Далекие годы" ее название упоминается неоднократно и по разным поводам. Вот сбежавший от ненавистного законоучителя православный третьеклассник Первой киевской гимназии спасается на уроке католического священника. Ксендз-каноник Олендский принимает беглеца, скрывает его за спиной высокого гимназиста-поляка и на время занятия дает газету - сложенную вчетверо "Киевскую мысль". Уже не в Киеве, а в городке Смела, что неподалеку от Черкасс, куда маленький Костик приезжает в гости со своей молодой тетушкой, в прохладных комнатах белоколонного дома ветерок сдувает со стола опять же "Киевскую мысль". В Белой Церкви о газете "Киевская мысль" знает даже "балагула" - извозчик, который в половодье довозит старшеклассника Костю к умирающему отцу в Городище - семейную усадьбу на острове бурной реки Рось. А когда в ноябре 1910 года все были поражены смертельной болезнью Л.Н. Толстого, классный наставник латинист Субоч просит Паустовского: "Сходите, голубчик, к редакции "Киевской мысли". Там вывешиваются последние телеграммы. Узнайте. Мы будем ждать".

А теперь немного предыстории. В 1899 или 1900 году в Киеве начала выходить "Киевская газета". Инициатором этого стал стремившийся к широкой культурной деятельности Николай Николаевич Соловцов, актер петербургского Александрийского и театра Корша в Москве, который, основав Товарищество драматических актеров, создал лучший провинциальный театр в Киеве (теперь - Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко). Соловцов скончался в 1902 году, но его газета лево-либерального направления приобрела большую популярность, особенно в революционные годы. "Киевская газета" вела независимую политику, и за это власти неоднократно штрафовали и даже закрывали ее. Возрождаясь в кратчайшие сроки, газета меняла свое название. Так, в декабре 1905 года она стала называться "Киевский вестник", была ежедневной и имела еженедельные приложения. Но в феврале-марте 1906 года снова пришлось менять название, и она стала "Киевской жизнью". За два месяца было напечатано 43 номера. Позже ее сменила "Киевская заря", несколько сдвинувшаяся вправо. Но и эта полумера ее не спасла: с августа по декабрь 1906 года выпускалась уже "Киевская речь", обогащенная иллюстрированным приложением. Всего вышло 124 ежедневных выпуска и 17 приложений. И, наконец, с 30 декабря 1906 года стала издаваться ежедневная политическая и литературная газета либерально-буржуазного направления "Киевская мысль" (по декабрь 1918 года). Однако и тут бывали перерывы в издании, вызванные вмешательством цензуры. Например, уже в январе 1907 года 11 номеров газеты вышли под "шапкой" "Киевская молва".

Во всех этих "Киевских…" вариантах печатались материалы по разнообразным проблемам. Интересующиеся гимназическим образованием начала XX века могли найти в них освещение проблем, связанных с народным образованием. Так, в 1904 году "Киевская газета" не только информировала об учебных заведениях, но, опережая события, сообщала, например, о перспективе создания частной мужской гимназии. Известный киевовед, литератор и журналист Михаил Кальницкий в своей монографии "Гимназии и гимназисты" (на основе материалов иллюстрированного приложения к газете "Киевская мысль" (1908 г.) представляет сюжет "История одного аттестата":

"Гуляет Ваня целый день, на лихачах гоняет. Ему учиться, право, лень, а он не унывает... Но Ванин папа черный ход директорский ведь знает, куда к директору народ конвертики таскает. Тысчонку папа, рад не рад, но положил в конвертик, и получает аттестат за то наш милый фертик…"

Как тут не вспомнить блестящую сатирическую новеллу Константина Паустовского - главу "Из пустого в порожнее" повести "Далекие годы", в которой выведена бездарная дочь генерала Маруся Казанская - ученица частной гимназии Дучинской, кстати, имеющей права государственной.

На страницах "Киевской мысли" всегда были широко представлены культурные события. 16 апреля 1912 года только две газеты ("Киевская почта" и "Киевская мысль") откликнулись на выступление молодого блестящего лектора К.И. Чуковского об Оскаре Уайльде. Первая - безоценочно, и вот вторая - с критикой недостаточной содержательности при использовании нового тогда аналитического метода.

Естественно, бывали и другие спорные оценки. Например, 6 октября 1907 года та же "Киевская мысль" не только раскритиковала вечер "Нового искусства" в Киеве, в котором принимали участие Александр Блок и Андрей Белый, но и напечатала пародию на блоковскую "Незнакомку". Но общественность была настолько шокирована этим, что автору пришлось писать опровержение…

В "Киевской мысли" поднимались и иные чрезвычайно серьезные общественно-политические проблемы. Это понятно: с газетой сотрудничали многие прогрессивные люди того времени. Когда в 1911 году в России вновь обострился "еврейский вопрос" и черносотенные организации при поддержке Министерства юстиции сфабриковали так называемое "Дело Бейлиса", безосновательно обвинив приказчика киевского кирпичного завода Менделя Бейлиса в убийстве православного мальчика с ритуальной целью, на защиту Бейлиса встали многие известные и авторитетные люди - Владимир Короленко, Александр Блок, Максим Горький, Владимир Вернадский, Анатоль Франс и другие. Владимир Галактионович Короленко написал около 15 статей по поводу "Дела Бейлиса". Статья "На Лукьяновке" была напечатана 19 октября 1913 года одновременно в "Киевской мысли", "Русских ведомостях", "Речи", за что газеты были подвергнуты санкциям.

В последний год существования газеты "Киевская мысль" (1918) здесь работал и Константин Георгиевич Паустовский. В повести "Начало неведомого века" он пишет: "Я начал работать корректором в единственной более или менее порядочной газете "Киевская мысль". Когда-то эта газета знала лучшие дни. В ней сотрудничали Короленко, Луначарский и многие передовые люди. При немцах же и гетмане "Киевская мысль" тоже пыталась держать себя независимо, но это ей не всегда удавалось. Ее постоянно штрафовали и несколько раз угрожали закрыть". 

Редакция газеты "Киевская мысль" на улице Фундуклеевской (теперь Б. Хмельницкого, 19) навсегда закрылась в конце декабря 1918 года…

 

***

 

...Просматриваю каталог периодических изданий прессы Украины, ищу названия газет, где прилагательное "киевский (-ая, ие)" выступало бы в роли определения. Есть только одно - "Киевский вестник". На украинском языке нет. Зато два английских: "Kiev Weekly" и "Kiev post". 

У нынешнего "Киевского вестника", потомка "Киевской газеты" и "Киевской мысли", нет сонаследников…

 

Любовь АРТАМОНОВА

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.