Интернет- версия газеты «Киевский вестник»
В разделе:
2013
2012
2011
2009
2008
§ 21 Дата выхода: 26.02.2013
  ИНТЕРВЬЮ  

"Молодость, которой будто бы не было, теперь уже отлетела от меня навсегда, взмахнув у самых глаз души черными и скомканными крыльями тяжелейших потерь и незатихающей печали и скорби. Они, эти крылья, будут шелестеть надо мной беспрерывно даже во времена дружеской беседы, духовного единения с дорогими сердцу людьми, в дни успехов или просто добротно сделанной и завершенной работы, и не будет мне в сем мире просветленной хотя бы минуты".

Эти пронзительно-щемящие строки из романа "Далекий Бейкуш" Александра Сизоненко. Словами, вынесенными во врез, писатель не просто подводит черту под большей частью жизни, но и поэтически обозначает свою гражданскую позицию.

Двадцатилетним парнем Александр Сизоненко ушел на фронт. От Южного Буга через пол-Украины его фронтовые дороги пролегли в Польшу и Германию. Участвовал в решающих боях за Берлин. За два дня до капитуляции гитлеровской Германии был тяжело ранен.

Первые произведения Александра Сизоненко: роман "Корабелы", повести "Звезды падают в августе" и "Пауль, Петер, Йоган" - убедительно подтвердили, что на литературном небосклоне появился достойный продолжатель ярких традиций Михаила Шолохова и Юрия Яновского, Константина Симонова и Александра Чаковского. Вершиной его творчества стала монументальная трилогия "Степь", отмеченная Государственной премией имени Т.Г. Шевченко Украинской ССР. А к 60-летию Великой Победы вышел в свет уникальный роман-исповедь "Советский солдат".

Непростые события постсоветского периода не оставляют равнодушным "маршала современной украинской прозы", как именует его писатель-побратим по общей судьбе Борис Олийнык. Александр Сизоненко остро реагирует на все процессы, происходящие в родной Украине, в братской России да и во всем нынешнем беспокойном мире.

 

- Александр Александрович! Накануне годовщиы Великой Победы прочитал в "Літературній Україні" опус одного из современных писателей. Кроме прочего, в нем шла речь о том, как советские командиры за неимением огнестрельного оружия якобы гнали солдат в бой не с винтовками в руках, а с обломками кирпичей. Вы встречались на фронте с чем-либо подобным?

- Эта злобная клевета инспирировалась в свое время экс-горе-президентом нашей страны Ющенко и его подельниками. Уже ни для кого не секрет, что они люто ненавидят все советское, а подвиг солдат-победителей в Великой Отечественной войне - особенно. Подыгрывая "отцу нации", многие обладатели высоких литературных наград из кожи лезут, дабы доказать: вы не уважаете советский период истории, а мы - еще более вас.

- А как было на самом деле?

- В маршевой роте меня, только что мобилизованного новобранца, сразил жестокий тиф. По приказу командира, а более по своему желанию, семь километров до ближайшего населенного пункта меня тащил на себе односельчанин и одноклассник Петро Киона. Он навсегда остался в сырой земле за Днестром. Мне же посчастливилось возвратиться живым.

Никогда не забуду командира нашей минометной роты старшего лейтенанта Михаила Сухова. Он постоянно приказывал мне, командиру минометного расчета, и другим младшим командирам: "Берегите солдат. Ведь у каждого из них - семьи, дети". Узнав, что моя жена Галя вместе с недавно родившейся дочуркой бедствуют (откуда было взяться достатку в опустошенном оккупантами селе?), распорядился перечислять солдатской семье половину своего офицерского содержания.

В той кровавой мясорубке Сухов, как мог, оберегал каждого из нас. А вот себя не пожалел. Вражеская пулеметная очередь сразила нашего ротного на подступах к берлинскому аэродрому Темпльгоф.

Война - не только огромное ристалище, где стреляют и убивают на каждом шагу. Это тот оселок, на котором оттачивались, шлифовались лучшие нравственные качества советского человека. Это стремление не просто выжить во что бы то ни стало, а уцелеть в бою ценой победы, мужества и стойкости.

Я всегда считал и продолжаю так поступать по сей день - отстаивать правду. Впрочем, отстаивать ее перед теми, кого поразил самый страшный недуг в виде нравственной глухоты, слепоты и беспамятства, - занятие бесполезное.

- Как писал ваш друг Андрей Малышко, "немало ми воювали, стоптали чобіт рудих", однако к теме Великой Отечественной вы обратились лишь в середине 50-х годов. Почему ограничили рамки своего творчества тогда в основном 41-м годом?

- Еще гремела война, когда появились "Непокоренные" Горбатова, "Дни и ночи" Симонова, пьесы "Нашествие" Леонова и "Фронт" Корнейчука, затем - "Прапороносці" Гончара, "Повесть о настоящем человеке" Полевого, "Белая береза" Бубеннова, "Молодая гвардия" Фадеева. Читая и перечитывая эти произведения, я убедился, что пока не готов писать о войне.

Время шло. Открытыми становились архивы, проливая свет на доселе малоизвестные страницы войны. Родился замысел создать многоплановое произведение о 1941 годе - самом трагическом в истории Великой Отечественной. Постепенно, в поисках, книга за книгой рождалась "Степь".

Должен сказать, что 1941-й, несмотря на утверждения, что о нем писано-переписано, по-прежнему является малоизученной страницей войны. Это вранье, что по вине Сталина страна оказалась не готовой к отражению гитлеровской агрессии. На нас ринулась мобилизованная и оснащенная по всем правилам современной войны армада, которая до этого уже покорила всю Европу. Жертвы и потери с нашей стороны были огромными. Тем не менее, вермахт чувствительно для себя обломал свои зубы о Красную Армию. Затем был Сталинград, сломавший ему хребет. Курская дуга окончательно склонила исход войны в нашу пользу. Но всего этого могло бы и не быть, если бы не беспримерное мужество защитников Киева, Одессы и Севастополя, участников Керченско-Феодосийского десанта, битв под Москвой и Ростовом.

Я и тогда не соглашался, а сейчас тем более, с утверждениями, что Сталина якобы в первые дни войны охватила паника и он полностью устранился от руководства страной.

Изучение беспристрастных документов, воспоминания очевидцев укрепили меня в выводах, что Иосиф Виссарионович был вождем и личностью, наделенной огромным даром предвидения и проницательности, силы воли и убежденности. Его знаменитое высказывание: "Наше дело правое! Победа будет за нами!" вдохновляло, наполняло сердца верой, что и на нашу улицу непременно придет праздник Победы. И я удовлетворен тем, что мои оценки роли Сталина в организации разгрома фашистской Германии совпадают с мнениями Маршалов Советского Союза Жукова и Рокоссовского, Главного маршала авиации Голованова, талантливого авиаконструктора Яковлева и многих других, кто его хорошо знал и работал под руководством Верховного Главнокомандующего.

- В то же время в вашей последней книге "Валькирии не прилетят. Берлинские хроники" воспроизведены события последних месяцев войны, ваше непосредственное в них участие, впечатляющие батальные сцены… Какой смысл вы вложили в главу "Валькирии не прилетят", которая стала названием и всего произведения?

- Я, наверное, остался бы в большом долгу перед своими товарищами по оружию, если бы обошел вниманием сорок пятый - победный год. Книга вышла благодаря поддержке Коммунистической партии Украины, за что огромная благодарность ее политическому руководству, и газеты "Киевский вестник", напечатавшей рукопись.

Через многое нам пришлось пройти на завершающем этапе войны, все преодолеть: кровопролитные сражения на Магнушевском плацдарме, форсирование Вислы и Одера, штурм, как заверял Геббельс, непреодолимых Зееловских высот. И, наконец, "последний бой, он трудный самый" - на улицах смертельно раненого, но еще не добитого фашистского зверя в его собственном логове Берлине.

Валькирии, по скандинавской мифологии, - воинственные девы, прилетавшие на поля состоявшихся сражений. Они якобы отбирали самых храбрых из павших воинов и переносили во дворец Вальхаллу верховного бога Одина, где их воскрешали и даровали право на продолжение своей героической жизни.

Увы, как известно, никакие мифические существа не посетили необозримые просторы под Москвой, Сталинградом и далее везде, на которых были наголову разгромлены отборные гитлеровские армии - покорители Европы. А право на бессмертие, на благодарную память потомков добыл Советский Солдат-Победитель в самой смертоносной в истории человечества войне.

- Прототипами основных героев ваших "Степи" и "Советского солдата" стали реальные личности или эти образы вам довелось создавать?

- Советское время тем и характерно, особенно военных лет, что героев далеко искать или выдумывать не приходилось: они были в каждом населенном пункте и едва ли не в каждой семье. Я и сейчас жалею, что главного героя трилогии Дмитра Сираша не назвал подлинным его именем. Это был мой родной дядя Митрофан, которого фашисты казнили на глазах у всего села за связь с партизанами. Пятеро его сыновей сражались на фронте, трое из них не вернулись домой.

А Баштанское подполье? Оно существовало и сражалось не только на страницах романов, а и в действительности. Возглавлял подполье человек высокого долга и мужества - секретарь райкома партии Иван Яковлевич Калениченко.

- Перечитываю страницы вышедшей в издательстве "Адеф-Украина" книги "Гамбургский счет", к которой пришлось приложить руку в качестве редактора-составителя. Почему вы дали ей такое название?

- В этом немецком городе по традиции ежегодно собираются борцы, дабы проверить в действительности, кто чего стоит. Победитель определяется в честной схватке "при закрытых дверях и завешенных окнах", а не по указке устроителей спортивных соревнований, как это часто бывает.

В современной действительности с помощью ставшего крылатым выражения "гамбургский счет" определяется значимость общественного явления или политика - без скидок и уступок, без взаимной игры в поддавки. Именно этим принципом я руководствовался при оценке политиков "помаранчевой" волны, итоги правления которых оказались такими бездарными, такими пагубными для Украины.

- Вы посвятили это издание Коммунистической партии Украины...

- Считал и твердо убежден сейчас: всему лучшему, чего достигла наша страна, в том числе и Советская Украина, мы обязаны партии коммунистов. Коммунисты всегда были главными героями моих книг. Люди высокого долга, патриоты и подвижники, до последнего дыхания отстаивавшие интересы своего народа.

В нынешней, драматической для Украины ситуации партия коммунистов - единственно стойкая и последовательная сила, которая не идет на сделки ни с нацистами, ни с кланами олигархов. Она верна своей исторической миссии: вернуть страну народу, обществу - социализм, отстоять историческую правду, преградить путь неофашизму и опасности оказаться в смертельных объятиях НАТО.

Большое счастье для нашей партии, что ее штурвал вот уже два десятилетия уверенно держит в своих руках Петр Николаевич Симоненко - авторитетнейший политик, признанный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

- Благодарю вас за интервью!

 

Владимир СИРЯЧЕНКО
г. Киев

Автор: Владимир СИРЯЧЕНКО
Прочитано: 43

Комментарии по теме (0):
Комментариев пока нет :-(
Добавить комментарий:
* Ваше имя:
* Ваше E-mail:
Введите код, изображенный на рисунке:
Анти-СПАМ
---- ---- ---- ---- ---- ----- ---- -------- -------- -------- ------ -------- ----- ----- ----- ------ ------ ---- --- --- --- --- -- --- - ------- ---- ----- ------------------- ------------- ----- ----- ------ ------ ---- --- --- --- --- -- --- - ------- ---- ----- ------------------- ------------- ----- ----- ------ ------ ---- --- --- --- --- -- --- - ------- ---- ----- ------------------- --------