СТОЛИЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ

ОНИ ТАК МЕЧТАЮТ CТАТЬ НАРЯДНЫМИ...

Сейчас разговор не о модницах и не о тех, кто хочет, может и должен быть празднично одетым в новогодние праздники. Речь пойдет о «родственницах» всеми любимой елки-елочки, той, которая «нарядная на праздник к нам пришла» в 1935 году (мы берем за точку отсчета тот год, когда первый день января стал в СССР официальным праздником). Пришла, да так и осталась до наших дней самым любимым праздником с запахом хвои, смешанным с ароматом экзотических фруктов, с лентами серпантина и блестящей мишуры на лапках-лапочках.

Сегодня мы предлагаем внести некоторые коррективы в наши взаимоотношения не только с самим новогодним праздником, но и с елкой - главной «виновницей» этих торжеств. Сегодня мы пойдем в гости к елке и ее сестрам и братьям, познакомимся с большой и дружной семьей хвойных деревьев, которые «живут» в Национальном ботаническом саду имени Н.Н. Гришко. Не бойтесь - не у всех хвойных иголки колки. Гидом по царству сосен, пихт, елок, туй стала кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела дендрологии и парковедения НБС Ольга Петровна Похильченко.

Вы видели когда-нибудь человека, влюбленного в свое дело? Мне встречались поклонники и любители трав, цветов, мастера различных видов искусств. Но человека, искренне любящего деревья, увидела впервые. Среднего роста, миловидная, с доброй улыбкой, Ольга поздоровалась со мной и сразу, не теряя ни минуты, начала рассказывать о своих питомцах из коллекции хвойных деревьев. Поскольку ноябрьские дни до ночи темны, мы пытались быстрым шагом преодолеть все пять гектаров площади, занимаемой хвойными.

 «Встречая Новый год, немногие вспоминают, что елочка и ее колючие подруги - свидетели развития человеческой цивилизации. Ученым-палеоботаникам, изучающим ископаемые растения, известно, что хвойные царили на планете десятки миллионов лет тому назад, - начала свой рассказ моя спутница. - В Национальном ботаническом саду им. Н.Н. Гришко, основанном в 1935 году, - одними из первых поселились ели сербская и колючая, которые приехали к нам маленькими саженцами из Германии в первые послевоенные годы. Основные посадки разных видов елей были выполнены в период с 1952 по 1960 год. Семена и растения хвойных привозились во время экспедиций из мест их природного произрастания: из Южной Осетии, Тебердинского заповедника, из окрестностей г. Алма-Ата, из Красноярского края, из Приморья, из Ивано-Франковской и Закарпатской областей. В последние два года, благодаря директору Наталье Васильевне Заименко, ее пониманию, ее поддержке в расширении видового состава хвойных, коллекция пополнилась экземпляром редкого вида - елью Бретера, родина которой является Северная Америка. Как видите, места рождения у них разные, а место постоянного жительства одно, общее - Национальный ботанический сад столицы».

 Мы переходили от одной ели к другой. Они настолько красивы, что около каждой хотелось постоять, потрогать ее хвоинки и шишечки. Пушистые и ароматные, они казались одинаковыми. Но мои заблуждения рассыпались от рассказа Ольги Петровны. Например, мне казалось, что веточки-хвоинки все на одно лицо, а оказалось, что их более десяти разных конфигураций. Шишки, которые встречались под ногами в лесу, очищенные от семечек-ядрышек, - это «портрет» хвойных. По веткам и шишкам различаются породы елей, сосен, пихт.

Было приятно, что кого-то из хвойных узнавала. Например, лиственницу, которая сбрасывает хвою на зиму. А вот ее дальнего родственника - таксодиума, который выделяется осенью ярко-красной хвоей, мне показала «мама» этой коллекции.

«А вот это метасеквойя. Она вообще зимой стоит совершенно раздетой, так как отличительная способность ее - сбрасывать не только хвою, но и ветки. Поразить посетителей в поздние осенние дни она может только красно-коричневыми полосочками-ленточками коры, - продолжала удивлять собеседница. - Хотите увидеть любимца англичан? Это тис. Крона у него густая, а иголки коротенькие, плоские, мягкие, а вот древесина - ядовитая».

 Ольга Петровна рассказывала о каждом своем детище, как о ребенке. Вспоминала, как высаживала семена и ждала их прорастания. Как волновалась - приживется ли саженец. Развенчала она и мой миф о том, что дерево, которое я считала сибирским кедром, вовсе не кедр, а кедровая сосна. А настоящие кедры растут в Африке и Гималаях. С интересом узнала, что среди хвойных можно встретить дерево, которое называют «проблемой обезьян» Знаете, почему? Ответ прост - у него чрезвычайно острая хвоя, которая растет даже на стволе. Она-то и мешает обезьянкам влезать на араукарию за вкусными орехами. Узнала и то, что в южном полушарии именно это хвойное выполняет роль рождественской елки.

Поскольку мы заговорили о новогодних деревьях, то расскажу, что сама знаю, о том, как вечнозеленые красавицы сменили своих языческих предшественников - дубов, вишен, яблонь - и стали символом Рождества.

Было это в VIII веке. Святой Бонифаций читал друидам проповедь о Рождестве, и в доказательство своей правоты срубил священный дуб. Падая, гигант сломал все деревья, кроме молоденькой елочки. И дерево стало «богоизбранным». С тех пор праздник начали отмечать посадкой молодых елочек. За появление у нас рождественской елки мы благодарим Петра I, который распорядился, когда и как праздновать Рождество. В следующие многие лета елочка приходила к нам на праздники, веселила ребятишек и взрослых. Потом, по воле судьбы, перестала нас посещать. Потом… Вот уже скоро 70 лет, как хвойная красавица, которая и зимой, и летом все одним цветом, радует всех - от мала до велика.

 Разговор наш подходил к концу. Хотелось спросить еще о многом, но, увидев задумчивое лицо спутницы и то, как трогательно и ласково она гладит ствол одной из своих любимиц, спросила: «Вы знаете, о чем «думают» елки накануне Нового года? И о чем мечтаете Вы?»

 «Если бы деревья могли говорить, - после нескольких минут раздумий стала медленно вслух рассуждать Ольга Петровна, - то, наверное, мои подопечные выразили бы желание быть особенно нарядными в это время года. Снег, иней, изморозь украсили бы их, без сомнения. Но… К сожалению, среди людей, которые, казалось бы, призваны охранять природу, есть немало таких, что вредят этой самой природе, ее красоте. Есть желающие похитить одну-другую хвойную жительницу нашей коллекции.

А потому я и мои коллеги Н.М. Бойко, Ю.А. Клименко, С.И. Кузнецов, И.С. Маринич мечтаем о том, чтобы ни одна хвоинка не упала с пушистых лап по воле непрошеных гостей. Мы не просто мечтаем, мы круглосуточно охраняем их. Бывает снежно, холодно, но ради спасения нескольких десятков экземпляров сосен и елей мы «обходим владенья свои» и днем, и ночью».

 Заканчивая встречу, дендролог пригласила на экскурсии в ботанический сад, который может предложить посетителям не только знакомство с хвойными, но и с огромной, недавно созданной ландшафтной композицией «Времена года» и коллекцией рододендронов. Любителям осенних пейзажей предлагается полюбоваться коллекцией хризантем, зимних - попасть в мир красок цветущих азалий, камелий, орхидей, которые уютно живут в новом оранжерейном комплексе. Красотой хвойных можно любоваться зимой, а в конце весны, в мае, - цветущими молоденькими красными шишечками на елях и пихтах. Так что, уважаемые читатели, идите смотреть красоту и сами станете красивыми.

 

Новогоднюю страничку подготовила Лилия КИСЕЛЕВА

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.