Интернет- версия газеты «Киевский вестник»
В разделе:
2013
2012
2011
2009
2008
Cегодня: 9 мая 2013 года
§ 131 Дата выхода: 27.11.2012
  УЧЕНЬЕ − СВЕТ…  

Продолжение. Начало в "КВ" № 127, 128

III

На своем пути от социализма к капитализму Украина растеряла почти все достижения советской системы образования. Сегодня в школу снова вернулась сегрегация по материальному и имущественному признаку, на десятилетия забытая после 1917 года. Это когда дети из богатых сословий могут получить действительно качественное образование, а дети из малообеспеченных слоев общества обречены всю жизнь прозябать на самом его дне.

Трудно поверить, что на наших глазах история сворачивает очередной виток своей спирали. И снова, как и десятилетиями ранее, всей своей первозданной силой бьют в сердце бессмертные строки знакомого с детства стихотворного шедевра Сергея Михалкова "Разговор с сыном":

 

…А раньше, много лет назад,

Страною правил царь.

И были не у всех ребят

Тетрадки и букварь.

 

Учились дети богачей:

Сынки купцов, дворян.

Не много в школы шло детей

Рабочих и крестьян…

 

Создается клановая модель общества, в которой кучка богатых клептократов отгородилась от своего народа высокими заборами и охраной. И одним из таких заборов стал выборочный доступ к знаниям. Если 25 лет назад разумный ребенок из семьи простого рабочего или колхозника имел шанс занять самый высокий пост на государственном, хозяйственном или гуманитарном поприще, то сегодня он уже такой возможности лишен принципиально и категорически!

 

***

 

Самый первый удар в ходе либеральных реформ получила система дошкольного воспитания в городах. Массовое закрытие предприятий и учреждений привело к тому, что с их баланса были сняты все ясли и детсады. "Независимому" государству они также показались ненужным грузом.

Последующее уничтожение колхозов привело к повсеместному закрытию сельских детсадов, построенных во времена СССР, едва ли не в каждом селе. Дети остались предоставленными сами себе. Вместо коллективного воспитания, привития социальных навыков с раннего детства ими стали заниматься в лучшем случае их дедушки с бабушками и родители, а в худшем - телевизор вперемешку с улицей.

За годы "независимости" число дошкольных учреждений уменьшилось на 60%, и в них сегодня на 100 тыс. детей больше, чем это позволяют нормативы. Открытие частных детских садов не позволяет решить проблемы, так как месяц обучения в таком заведении стоит от 1,5 до 6 тыс. гривен. Немногие родители могут себе позволить такую роскошь, если вспомнить, что средняя зарплата в Украине, даже согласно весьма сомнительным данным правительства Николая Азарова, составляет аж… 3054 гривны.

Лишь с 2011 года, после принятия закона об обязательном дошкольном образовании, появились обещания руководства страны о будто бы расширении сети дошкольных учреждений когда-то в будущем. При этом государство, еще только заикнувшись о своих туманных намерениях, уже столкнулось с серьезными проблемами, так как многие здания детских садов были проданы частным лицам, и в них сегодня открылись различные офисы, магазины и сектантские притоны; а в селах бывшие здания детсадов просто разрушились.

 

***

 

Серьезные проблемы испытывала в этот период и система школьного образования. Профессия учителя перестала быть престижной. Мизерные зарплаты привели к тому, что учитель в общественном сознании стал восприниматься неудачником. Сегодня педагог чувствует себя униженным перед детьми, родители которых зарабатывают в разы больше его, а те беспрерывно дают учителю прочувствовать его социальную униженность снова и снова. Дети потеряли уважение к наставникам и смотрят на них дерзко и свысока. О какой воспитательной силе учительского слова может идти речь?

С самого раннего детства начинается сегрегация. Комфортабельные платные школы, гимназии и лицеи для детей состоятельных коррупционеров, а те, что попроще - для всех остальных. В учреждениях для мажоров - лучшие условия, дорогая мебель, видеотехника, интерактивные доски, Интернет, компьютер для каждого ученика. В школах же для бедных, особенно в селах - протекающие крыши, печное отопление, разваливающиеся парты, один допотопный компьютер на всех, отсутствие Интернета. Учителя, превратившиеся в фермеров для того, чтобы прокормить себя и семью. Для детей элиты - персональные водители, охранники, гувернантки, элитные школы, Кловский лицей, КИМО, а для простонародья - 80% населения Украины - деградирующая государственная школа и коммерческие вузы, продающие не знания, а дипломы.

 Переход к 12-бальной системе отметок внес хаос в оценку знаний. Школьные программы свелись к зазубриванию неосмысленных данных, нужных лишь для сдачи многочисленных, часто откровенно безумных тестов. На такие бесполезные предметы, как основы здоровья, этика, эстетика, экология, ОБЖ, тратятся сотни учебных часов, тогда как фундаментальные дисциплины изучаются все слабее, с тенденцией постепенного их выдавливания из учебной программы средних школ вообще. Наряду с бесконечным хаотическим "реформированием" отрасли просвещения параллельно производится переписывание истории - в угоду все новым и новым политическим требованиям. Внешне ненасильственное и на первый взгляд безобидное социальное творчество - переписывание истории - на самом деле служит далеко не гуманистической цели переформатировать будущее посредством разрыва кровных связей между предыдущими "поколениями советских отцов" и новым "поколением независимости". Черная муть клеветы и брызги психопатических душевных нечистот, обрушенные украинской гуманитарной интеллигенцией на советское прошлое, оседают в сердцах нового поколения смрадной копотью, загрязняющей все светлые мечтания о будущей жизни.

Минобразования разработало новую программу по всемирной литературе для учеников 5-9 классов, из которой исчезли "Айвенго" Вальтера Скотта, "Маугли" Редьярда Киплинга, "Фауст" Иоганна Вольфганга Гете, "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери и даже "Руслан и Людмила" Александра Пушкина. Вместо них украинским школьникам приходится читать романы Джоан Роулинг, Паоло Коэльо и Рэя Бредбери. И ладно бы - Рэй Бредбери с его бессмертными "Вином из одуванчиков" и "451 по Фаренгейту". Но как вообще можно называть литературой словесный мусор о Гарри Поттере или клиническое резонерство Паоло Коэльо?

Отказ от изучения русского языка в школах привел к тому, что миллионы детей сделались письменно неграмотными. Русский - один из международных языков, язык науки и культуры, который к тому же является материнским языком для большей половины украинских граждан. Но обучение на нем в школах и вузах директивно ограничено украинским законодательством. Причем, это преподносится как чуть ли не главное достижение независимости - наряду с Флагом, Гимном и Майданом.

Говорить о состоянии книжного чтения в стране сегодня просто смешно. СССР был самой читающей страной в мире. Читали запоем взрослые и дети. "В 70-х среднестатистический подросток за год прочитывал по 40 и более книг. Сегодня подросток читает в среднем 9 книг в год", - констатируют эксперты Института Горшенина. Но что за книги он сегодня читает? 25% украинцев вообще не открывают печатных страниц. Кроме того, если в УССР книга из серии "Школьная библиотека" стоила 50-80 копеек, а цена научной и специальной литературы редко превышала 3 рубля, то в "суверенной" Украине средняя художественная книга стоит от 50 гривен и выше, а цены монографий и научно-технической литературы достигают сотен гривен.

Система ВНО (внешнего независимого оценивания) формально будто бы облегчила доступ к высшему образованию и будто бы должна была побороть коррупцию. Но в результате дело закончилось тем, что, сдав тесты наугад и получив высокий балл случайно, дети далее не в силах справиться с умственной нагрузкой в вузах и вылетают из них после первой же сессии. Но самое отвратительное заключается в том, что, скажем, в Киевский институт международных отношений были зачислены все дети представителей высшего управляющего класса страны, независимо от результатов тестирования. Для кого было приказано - результаты тестов сделали правильными. О каком-то там преодолении коррупции при помощи ВНО стыдно даже и упоминать.

Формально школьное обучение у нас бесплатное для всех, за исключением престижных школ и лицеев для избранных, принадлежащих к самому богатому слою общества. Однако на деле эта бесплатность весьма условная. Родителям ежегодно приходится платить благотворительные взносы, покупать многие учебники, проводить ремонты в школах, оказывать им спонсорскую помощь, дарить подарки школе и преподавателям. По свидетельству киевлян, обучение в обычной школе обходится в сотни гривен в месяц. В регионах эти суммы, конечно, поменьше, но возникает законный вопрос - а куда же идут деньги, которые выделяет школам государство и выделяет ли их оно вообще? Более того, сегодня вполне открыто процветает система рейдерских захватов учебных учреждений с целью завладения их недвижимостью.

Вместо того, чтобы уделять внимание физическому развитию детей, как это было в СССР, где каждый школьник сдавал нормы ГТО, мог подтянуться на перекладине, бегал кроссы, ходил на лыжах, в украинской "независимой" школе уроки физкультуры неуклонно сокращались. Теперь учителя физкультуры всячески ограничивают физические нагрузки на уроках, так как дети вследствие некачественного питания, гипотонии, хронических заболеваний падают и даже, бывало, умирают прямо на уроках от незначительных дополнительных нагрузок. Сегодня правильно физически развивать своих детей имеют возможность лишь очень состоятельные граждане, способные оплачивать услуги дорогих тренеров и посещение тренажерных залов. Именно по инициативе "независимого" украинского государства закрыты практически все бесплатные спортивные секции для детей.

 

***

 

Система профессионального обучения, в связи с разрушением промышленности в годы "независимости", была упразднена по факту. По данным Института социологии НАНУ, за 20 лет у нас исчезла отрасль профессионально-технического образования. В 1990 году количество учащихся ПТУ составляло 660 тыс. и было выпущено в профессиональную жизнь 376,7 тыс. квалифицированных рабочих. В 2009 году число учащихся снизилось до 424,3 тыс., а подготовленных специалистов выпущено в свет 239,3 тыс. человек. Но что это за рабочие, которым из-за отсутствия заводов просто негде было пройти производственную практику?..

 

Александр ДЕРЕВЯНЧЕНКО
"Пульс"

 

(Продолжение следует)

Автор: Александр ДЕРЕВЯНЧЕНКО
Прочитано: 173

Комментарии по теме (0):
Комментариев пока нет :-(
Добавить комментарий:
* Ваше имя:
* Ваше E-mail:
Введите код, изображенный на рисунке:
Анти-СПАМ
---- ---- ---- ---- ---- ----- ---- -------- -------- -------- ------ -------- ----- ----- ----- ------ ------ ---- --- --- --- --- -- --- - ------- ---- ----- ------------------- ------------- ----- ----- ------ ------ ---- --- --- --- --- -- --- - ------- ---- ----- ------------------- ------------- ----- ----- ------ ------ ---- --- --- --- --- -- --- - ------- ---- ----- ------------------- --------